Проблемы профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками |
Присутствуя на родительских собраниях в учебных учреждениях, не важно, каков возрастной состав учащихся, чаще приходится слышать от родителей вопросы, касающиеся профилактики алкоголизма, наркомании. А именно, как распознать, что ребенок употребляет ПАВ и что делать в подобных ситуациях. Но в большей степени ощущается недовольство родителей, когда речь идет о том, кто же должен заниматься этой пресловутой профилактикой.
Как бы ни желали родители слышать это, в большей степени данная функция лежит на них. Ребенок растет в семье, впитывает ее ценности, имитируют поведение родителей, и это совершенно естественно. Нарушения в семье, скандалы, постоянные конфликты между родителями неблагоприятным образом влияют на психологическое благополучие детей. И совершенно очевидно, что, употребляя ПАВ, подростки пытаются, если можно так выразиться адаптироваться к существующей действительности. Действительно, если бы родители понимали мотивы употребления ПАВ детьми, многое стало бы ясно относительно причин развития заболевания.
Школа как субъект профилактический работы очень важное звено, но и здесь имеются проблемы. Сегодняшняя школа напоминает полифункциональный социокультурный центр. На педагогов школы взваливают, чуть ли не решение всех проблем, которые происходят в семье. С одной стороны есть плюсы, а именно надзирающая функция, правда от которой пытаются отстраниться сами педагоги. Такое положение вещей совершенно понятно, поскольку требует соответствующей квалификации специалистов (подготовка в области профилактики), опытный штат специалистов, которые непосредственно занимаются данными вопросами. Интересным представляют предложения ученых-педагогов о введении специальных предметов, на которых детям уже чуть ли не с первого класса будут преподаваться основы здорового образа жизни и воспитываться психологическая культура. Все это можно увидеть лишь в качестве эксперимента и в единичных случаях, поскольку либо нет средств, либо профилактика мешает учебному процессу. По моему мнению, школа дает знания, которые необходимы в нашем обществе, в связи с этим возникает вопрос: как же знания о том, какие «проблемы» существуют в нашем обществе (алкоголизм СПИД, стрессы), а главное «что делать?» (наш излюбленный вопрос), если вдруг беда коснется нас, помешают взрослеющему ребенку?
Наркологическая больница как субъект профилактический работы никогда не откажет в помощи, если за ней обратятся. Действительно обращаются, но чаще когда проблема на лицо, в этом и заключается специфика работы лечебного учреждения - лечить. Но как показывает опыт, одними лечебными процедурами не обойтись.
Существующее понимание проблемы алкоголизма и наркомании предполагает осознание социального характера распространения данных явлений. Можно назвать «социум» последним элементом профилактики, который как ни странно включает в себя все выше перечисленные, и в тоже время содержит определенные противоречия, тормозящие оздоровление населения. На примере вопроса, заданным ребенком, можно проиллюстрировать одно такое противоречие: «Зачем продают сигареты, если они вредны?». И действительно зачем? Конечно мы же понимаем, что это выгодно, поэтому и не запрещают. Призыв вести здоровый образ жизни сталкивает с упертым и иллюзорным представлением, созданным рекламоразработчиками и табачным лобби, что «сигареты больше чем жизнь». Так курить или не курить? - говорит себе подросток, слушая своего курящего отца о вреде табакокурения.
Родителям приходится объяснять совершенно простые вещи относительно социального характера рассматриваемых заболеваний, и противоречия которые сводят практически на «нет» все профилактические мероприятия. Имеется в виду слабая пропаганда здорового образа жизни, скрытая навязчивая через СМИ реклама ПАВ (алкоголь, табак, энергетические напитки). Складывается впечатление, что само общество, нуждаясь в денежных средствах, толкает подростка на употребление ПАВ. Но это не говорит, что профилактика не нужна, наоборот, она является самым эффективным и простым по сравнению с лечением средством. Вот, что необходимо понять всем без исключения родителям.
На сегодняшний день накоплен большой опыт профилактической работы, и с ним можно ознакомиться в учебных изданиях, которые достаточно подробно излагают общие рекомендации, как для педагогов, так и для родителей по предотвращению развития асоциального поведения. Учебные учреждения оснащены как методическим, так и практическим материалом по профилактике аддиктивного поведения. Однако родители учащихся обращаются к подобным изданиям, или в редких случаях помощи специалистов, когда подозревают своего ребенка в употреблении алкоголя или наркотиков. Увы, от этой напасти не застрахована ни одна семья, где есть дети. В большей степени защищены семьи, в которых можно отметить благоприятную атмосферу, достаточно развитую психологическую и физическую культуры, а также устойчивые морально-нравственные ценности. Какие из семей могут похвастаться наличием перечисленных признаков?
Медицинский психолог Областной наркологической больницы Д. А. Трошин |