+ Увеличить шрифт | + Уменьшить шрифт
ГБУЗ "ОБЛАСТНАЯ НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА".

Учредитель - Министерство здравоохранения Пензенской области

тел/факс.:52-20-49
Калинина 7 тел.:
(8412) 52-56-10
Стасова 7 тел.:
(8412) 45-31-09
Наша виртуальная приемная:

Наш адрес:
Стасова, 7
Калинина, 7
пос. Р.Ишим
Электронная регистратура
Телефон доверия: 45-31-09
email: onb@sura.ru
Президент России

Уткин Юрий Александрович
ГЛАВНЫЙ ВРАЧ
Наша деятельность

Особенности организации реабилитационной технологии с зависимыми людьми можно продемонстрировать на примере городищенского филиала ГБУЗ «Областная наркологическая больница», в котором с 2003 года проводится реабилитация наркологических больных.
Городищенский филиал ГБУЗ «Областная наркологическая больница» располагается в лесном массиве, в 30 км от г. Пензы, 1.5 км от поселка Р. Ишим В самостоятельное структурное подразделение в составе Областной наркологической больницы выделено с 01.01.2005 г. Отделение социальной и медицинской реабилитации в Городищенском филиале ГБУЗ «ОНБ», рассчитано на 30 коек.

 

s10743617s0933410588645

Реабилитационная программа в городищенском филиале ГБУЗ «Областная наркологическая больница» имеет специфические особенности. Рассмотрим сегменты реабилитационной программы, выделив ее основные компоненты.

 

Реабилитационная среда

Функционирование реабилитационной среды в городищенском филиале ГБУЗ «ОНБ» имеет ряд особенностей. Большую часть времени пациент живет по правилам и принципам реабилитационной программы, ориентируясь на ее ценности, нормы поведения. В основу организации реабилитационной среды были положены принципы поведенческой психотерапии. Реабилитационная среда создавалась и функционирует по типу конструктивной семьи. Персонал программы осуществляет функции опеки и попечительства. Реабилитационная среда реализуется через внутренний распорядок, специальные правила, особые совместные усилия.
Для индивидуальных встреч со специалистами заранее назначается время. Групповые мероприятия реабилитационной программы проходят по расписанию в определенные дни недели. Ниже приводится план одного дня реабилитационной программы в отделении медико-социальной реабилитации.

План схема для реабилитационой программы

Время

Мероприятия

7:30 – 8:00

Подъем

8:10 - 8:40

Завтрак

8:45 - 9:00

Утренняя встреча

9:00 - 10:00

Выполнение лечебных процедур, диагностических исследований при необходимости. Отдых после процедур.

10:00 - 10:15

Составление плана на день (тема дня)

10:10 - 11:10

Беседа с врачами (по показаниям лечебные мероприятия)

11:20 - 13:00

Утреннее собрание. Работа с психологом (психотерапевтом),

специалистом по социальной работе (социальным работников):

- представление: не забудь ответить на вопросы: «Кто Ты?»,

«Зачем ты здесь?»;

-новости дня: новости «Терапевтического сообщества»;

- личные новости, новости из внешнего мира, международные новости, объявления;

-психологический тренинг;  

- шеренг (анализ состояния, обсуждения результатов встречи, ответы на вопросы).

13:00 – 13:15

Перерыв

13:15 – 13:50

Работа по заданию (индивидуально)

13:50 – 14:30

Обед

14:30 – 17:15

Комплекс мероприятий по показаниям

- Терапевтические процедуры (психотерапия, физиотерапия, ароматерапия пр.).

- Спортивные занятия.

-Арт – терапия.

- Индивидуальная работа с психологом или специалистом по социальной работе (социальным работником).

17:15 – 18:00

Вечернее собрание:

- Как прошел твой день?

- Обсуждение чувств дня.

- Анализ состояния.

- Задание на дом.

- Работа с родственниками больных в группе или индивидуально (утреннее или вечернее время).

18:00 – 18:30

Ужин                                            

18:30 – 22:00

Личное время

 

На всех мероприятиях реабилитационной программы действуют основные правила:

  • отказ от употребления всех видов ПАВ (исключение - на отказ от табака) и ненормативной лексики;
  • обязательное посещение всех мероприятий программы, выполнение рекомендаций персонала программы и заданий, которые получает сообщество;
  • не причинение морального и физического вреда себе и другим членам сообщества;
  • искренность открытость в выражении чувств;
  • вынесение на обсуждение сообщества факты нарушения правил.

Часть реабилитационной среды составляют ритуалы, специальные процедуры: прием в группу, выбор наставника, поздравление именинников, выпуск из программы по ее окончанию и т.д.
Для нормализации нормативной личностной активности в программе создаются различные условия: кружковая деятельность, организация праздников и профилактических мероприятий, общественно полезная деятельность. Огромное значение имеют ценности самих сотрудников, их внутренняя культура, психологическая компетентность, желание делится своим жизненным опытом с участниками программы, готовность самим вести здоровый образ жизни.
В создании реабилитационной среды важны элементы самоуправления. Основные решения, касающиеся жизнедеятельности терапевтического сообщества, принимаются на общих собраниях, где присутствуют участники программы, инструкторы, сотрудники. Решения вырабатываются в ходе совместного обсуждения и принимаются большинством голосов.


Информация, представленная в виде стендов, лозунгов, плакатов, также является частью реабилитационной среды - она отражает духовную, философскую, культурную составляющие реабилитационной программы. В интерьере присутствуют творческие работы участников (фотографии, рисунки, посвященные праздникам и т.д.).
Таким образом, реабилитация пациентов осуществляется не в естественных условиях проживания, а в искусственно созданной для личностного и социального восстановления реабилитационной среде, в которой реализуется реабилитационная программа. Идеология реабилитационного отделения включает систему контроля, поощрения или порицания, систему ответственности и психологической поддержки, что способствует предотвращению срывов и рецидивов заболевания. Реабилитационная среда является не только терапевтическим инструментом ресоциализации, но и защищает пациентов от пагубного воздействия наркологической субкультуры и, прежде всего, от потребления ПАВ, а также в значительной степени моделирует их функционирование в открытом обществе.

 

Психолого-коррекционный (психотерапевтический) компонент


Психотерапевтический компонент включает:

  • психосоциальную диагностику (патохарактерологическое обследование, диагностику личности, диагностику семьи и внутрисемейных отношений),
  • психологическое консультирование,
  • другие психологические воздействия.

Психосоциальное обследование является важным этапов в исследовании личности зависимого. Цель стратегии психосоциального обследования - определить, какой подход (а также методы психосоциальной терапии) лучше всего подходит каждому конкретному пациенту.
Обследование также позволяет достичь менее формальной цели - обеспечить контакт между психологом (специалистом по социальной работе) и пациентом, без которого реабилитация не может быть успешной.

 

s8000936014503431391889

Эффективное и гибкое обследование состоит из сочетания нескольких видов процедур:


Личное собеседование. Собеседование должно осветить причины, по которым подросток был помещен в лечебное учреждение, особенности восприятия им своих проблем и потребностей, специфические запросы и ожидания от предстоящего лечения, а также другие важные вопросы.
Психодиагностическое обследование. Большую часть информации, нужной для тщательного обследования, можно получить именно этим путем. Отметим, что психодиагностическое обследование включает в себя следующие компоненты:

  • беседу с больным;
  • эксперимент (тестирование);
  • наблюдение за поведением во время исследования;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление заключения.

 

Изучение проблем относится к вопросам потребления психоактивных веществ. Затрагиваются проблемы, обусловленные потреблением ПАВ (специалисты охватывают отрицательные последствия потребления наркотиков, включая медицинские, финансовые, юридические, профессиональные, социальные, семейные и другие межличностные проблемы). Определяется уровень мотивации подростка в изменении потребления наркотических веществ.
Обследование личности:

  • Социально-демографические данные. Возраст, пол, образование и т.д.
  • Состояние здоровья.
  • Психические расстройства. Очень важно знать, если пациент страдает от сопутствующих аффективных расстройств или нарушений поведения (депрессий, фобий и т.д.). Диагностика психических расстройств оказывает сильное влияние на процесс планирования реабилитации, а также повлияет на прогноз в решении различных проблем. В решении этого вопроса велика роль психиатра и клинического психолога, который разъясняет тактику общения и поведения с такими пациентами.
  • Когнитивные функции. Это особенно важно в свете когнитивных расстройств, осложняющих длительное употреблении ПАВ. Многие виды терапии базируются на способностях пациента продуцировать абстрактную информацию, а потому важно знать о существовании расстройств когнитивных или других интеллектуальных функций.
  • Семейные взаимоотношения. Взаимоотношения между пациентом и членами его семьи могут усугублять проблемы и утяжелять потребление ПАВ, и если это так, об этом важно знать. Решение о проведении семейной терапии должно базироваться на тщательном обследовании и изучении тонких аспектов семейных взаимоотношений.
  • Личность. Практически во всех случаях полезно определить тип личности.

Что касается психолого-коррекционных мероприятий, то в течение рабочего дня данная работа с контингентом пациентов проводится разными специалистами: психотерапевтом, клиническим психологом, специалистом по социальной работе. Психотерапия (включая индивидуальное и групповое консультирование) проводится на всех этапах реабилитации.


Используются техники индивидуального консультирования и индивидуальной психотерапии, группового консультирования и групповой психотерапии, интегративные методы психотерапии, методы мотивационной психотерапии, гештальт-терапии, трансактного анализа, нейролингвистического программирования, когнитивно-поведенческой психотерапии, клиент-центрированной терапии, телесно-ориентированной психотерапии, психодрамы, логотерапии, экзистенциальной терапии, семейной психотерапии, противорецидивной и поддерживающей терапии.
Выбор и продолжительность психотерапевтических методик определяются особенностями личностного и социального статусов пациента, специфичностью клинических проявлений основного заболевания и квалификационными характеристиками специалистов. Осуществление одного или нескольких методов индивидуальной, групповой, семейной психотерапии является обязательным.


Большое внимание в процессе психотерапии уделяется работе над осознанием потребностей и поиском здоровых путей к их удовлетворению, что способствует развитию личности и запускает механизмы саморегуляции. При помощи психотерапии формируются здоровые поведенческие паттерны, установки, смысловые понятия, ценности взамен патологических.

 

Воспитательный компонент

Воспитательный компонент реабилитационной программы реализуется через воздействие реабилитационной среды и усилия каждого члена реабилитационного отделения. Основной целью воспитательной работы является формирование у пациентов устойчивых социально позитивных установок. Цель достигается за счет разработки и реализации комплекса воспитательных мероприятий, предусматривающих гибкую систему индивидуальных и общих симуляций, поощрений, индивидуализированного подхода, активного творческого досуга и эмоционально насыщенного труда. Любое действие пациента не остается незамеченным. Воспитательное значение имеет обратная связь реабилитационного сообщества и сотрудников.

 

Медицинский компонент

Медицинский компонент реабилитационной программы представлен индивидуальным консультированием, диагностикой (наркологической, психиатрической и соматоневрологической), лечебными мероприятиями (фармакотерапией, психотерапией, физиотерапией, фототерапией).
Реабилитация неотделима от медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, так как она начинается на самых ранних этапах лечения, практически с первых контактов пациента с медицинским персоналом и, в свою очередь, лечебные технологии (медикаментозные, психотерапевтические и др.) используются на всех этапах реабилитации. Интеграция и реализация этих направлений медицины обеспечивает максимально эффективную помощь наркозависимым.
Осмотр врачом осуществляется при первом обращении в реабилитационное подразделение. Выясняются преморбидные особенности развития личности, клиника и динамика заболевания, личностный и социальный статус пациента, степень личностной и социальной дезадаптации, уровень мотивации на участие в реабилитационном процессе. С целью получения объективной и полной информации необходимо проведение интервью с родственниками пациента и другими значимыми лицами. Исследуется соматоневрологический статус больного: измеряется АД, частота пульса, исследуется область сердца, легких, живота (определяются границы печени). А также выявляются признаки:

  • наркотического опьянения;
  • абстинентного синдрома;
  • постабстинентных расстройств;
  • обострения патологического влечения к ПАВ;
  • астенических расстройств;
  • эмоциональных расстройств (депрессии, дисфории, дистимии);
  • личностных изменений;
  • интеллектуально-мнестических расстройств;
  • поведенческих расстройств.

Врач-нарколог проводит осмотр не реже трех раз в неделю на адаптационном этапе, двух раз в неделю - на интеграционном этапе, одного-двух раз в неделю на стабилизационном этапе. В ходе наблюдения оценивается динамика состояния пациента.
Ежемесячно оцениваются степень достижения целей терапии/помощи и общая удовлетворенность результатами реабилитационной программы согласно индивидуальному плану.

 

Социотерапевтический компонент

Социотерапевтический компонент реабилитационной программы включает:

  • консультирование;
  • диагностику социальной ситуации пациента;
  • социально-реабилитационные мероприятия: тренинг эффективных коммуникаций (социальных навыков, ассертивности); организацию занятости и досуга, культурное, трудовое и физическое развитие участников реабилитации; развитие социально-бытовых навыков, вовлечение пациентов в социально значимую деятельность; возврат пациента к индивидуальной трудовой деятельности (обучению, работе);
  • организацию постреабилитационной социальной поддержки наркозависимого и его семьи, организация групп поддержки для выпускников программы;
  • работу с родственниками;
  • установление рабочих контактов с социальными службами, имеющими возможность оказывать социальную помощь в решении проблем наркозависимых;
  • мониторинг жизненной ситуации пациента, завершившего программу.

Технологии социальной помощи включают:

  • информационные тренинги, семинары, лекции по проблемам срыва и рецидива заболевания;
  • индивидуальные тематические консультации: особенности семейных взаимодействий, механизмы формирования созависимости, механизмы срыва и рецидива заболевания;
  • семейное консультирование с участием пациента, направленное на сближение и улучшение взаимопонимания между членами семьи;
  • «родительские группы», проводимые с целью обучения конкретным навыкам по преодолению созависимости, выявлению и предупреждению срыва, рецидива заболевания; группы взаимопомощи для значимых других лиц.

Применяются также вспомогательные социально-трудовые технологии:

  • производственные подразделения (например, столярные, слесарные, мастерские и пр.);
  • сельскохозяйственные подразделения (теплицы, садовое хозяйство, огородный участок и пр.);
  • животноводческие подразделения;
  • система самообеспечения и самообслуживания в условиях загородного поселения.

Социальный работник в реабилитационной программе в большей степени выступает в роли наставника:

  • обучает пациента построению реальных планов (на день, неделю и пр.);
  • помогает пациенту контролировать график работы и отдыха;
  • проводит индивидуальные и групповые занятия;
  • организует продуктивное сотрудничество между всеми заинтересованными службами, организациями;
  • участвует в поиске жилья (квартиры, комнаты);
  • участвует в поиске работы;
  • поддерживает контакт с администрацией, профсоюзным комитетом по
  • месту работы или учебы пациента;
  • учит вести бюджет (распределять собственные средства);
  • обучает ведению домашнего хозяйства;
  • помогает обустроить жилье, быт;
  • оказывает поддержку и помощь на этапах завершения реабилитационной программы
  • помогает в организации досуга.

 

Образовательный компонент

Образовательный компонент реабилитации реализован в виде специальных семинаров для пациентов и их родственников. Реабилитанты получают сведения о воздействии психоактивных веществ на организм человека, психологические знания о совладании с зависимостью, с приступами актуализации патологического влечения, изучают основы психологии и конфликтологии. Родственники изучают зависимость как болезнь, созависимость и способы совладения с ней. Как для реабилитантов, так и для их родственников проводятся семинары по эмоциональному обучению, по основам ведения здорового образа жизни.


На входе в реабилитационный процесс, часто образовательный компонент оказывается труднодоступным в силу особенностей заболевания и образа жизни пациента, поэтому ряд усилий в реабилитационной программа (психотерапевтических, средовых) направлен на формирование мотивации к дальнейшему образовательному развитию. Образовательный компонент программы реализуется по мере дезактуализации патологического влечения к ПАВ на фоне патогенетической противорецидивной терапии. Специалист по социальной работе и социальный работник осуществляют, если нужно, поддержку и сопровождение пациента.

 

Если пациент прервал программу, не завершив реабилитацию (срыв илирецидив заболевания; уверенность, что дальше справиться без посторонней помощи и др.), а необходимость в профессиональной помощи сохраняется, возможно, применение специальных технологий возвращения пациента в реабилитационный процесс. По сути, эти технологии призваны обеспечить возможность мотивационных воздействий для возобновления и окончания реабилитации.

 


Духовно-религиозный компонент


В той или иной мере все мы нуждаемся в духовном врачевании, так как, будучи по святому крещению воинами Христа, мы постоянно находимся на поле брани с духами злобы поднебесной и не обходимся без ран. Как на поле битвы, помощь в первую очередь оказывается тяжелораненым, так и тяжко пострадавшим на невидимом фронте, надо незамедлительно помочь. Бывают смертельные ранения, есть и смертные грехи. К последним относятся пьянство, наркомания и токсикомания, распространяющиеся в наше время, как пожар.


Понятно, душепопечение пациентов реабилитационного отделения возможно в том случае, если среди них есть люди, которые понимают природу недуга страждущих, не боятся общения с ними, в состоянии видеть и решать собственные проблемы. Вместе с тем, человек, желающий помочь недугующему, сталкивается с ощущением собственного бессилия, т.к. не может в одиночку справиться со всеми проявлениями наркологического заболевания.


Собственно душепопечение наркозависимых - длительная целенаправленная деятельность по оказанию помощи страждущим в преодолении последствий духовно-телесного недуга и сопряженного с ним греховного порочного образа жизни. Забота об их душевном и духовном развитии, иногда тесно связанная с милосердным вспомоществованием, составляет общее направление деятельности душепопечения.


Именно с этой целью в реабилитационном центре организована молельная комната, где систематически проводятся службы представителем православной церкви. Куратором данного направления является батюшка Веньяомин.

s38569902 s57604311

Батюшкой Веньяомином осуществляется не только церковные службы, но и индивидуальные беседы с пациентами, групповые занятия духовно-нравственного развития, лекции на различные религиозные темы.
В 2009 году на территории центра заложен фундамент часовни.

s87122579


 
© 2002 - 2О17 ГБУЗ "ОБЛАСТНАЯ НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА". НАШ АДРЕС: ПЕНЗА, Калинина, 7